Портал государственных услуг

Что такое Единая система идентификации и аутентификации?

Единая система идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) была создана Минкомсвязью России, с целью обеспечить доступ граждан к электронным услугам, предоставляемым государством на специализированных порталах, что исключает необходимость регистрироваться повторно. Доступ на государственные порталы осуществляется посредством ввода СНИЛС и пароля или электронной подписи. Одним из самых востребованных государственных порталов является сайт госуслуг. Чтобы воспользоваться услугами сайта в электронном виде, потребуется регистрация пользователя в ЕСИА.

С каждым днем количество государственных сайтов растет и пароль ЕСИА на госуслугах позволяет значительно облегчить жизнь, ведь теперь не придется регистрироваться на всех сайтах, предоставляющих государственные услуги. Простым языком — это один пароль, дающий доступ ко всем государственным сайтам.

С  помощью единого портала государственных услуг можно:

  • заменить паспорт гражданина РФ;
  • получить загранпаспорт;
  • записаться на прием к врачу;
  • записать ребенка в детский сад;
  • подать заявление на получение ежемесячных выплат по уходу за ребенком;
  • узнать о своих штрафах ГИБДД и оплатить их;
  • узнать о состоянии своих пенсионных накоплений и индивидуального лицевого счета;
  • зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и программе софинансирования;
  • узнать о имеющихся у вас налоговых задолженностях; подать налоговую декларацию;
  • зарегистрировать или снять с учета транспортное средство;
  • зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства;
  • подать заявление на получение дотаций или социальной помощи;
  • получить другие виды услуг.

Основной и главной функцией системы является необходимость обеспечить санкционированный доступ пользователей к услугам государственных и муниципальных систем, посредством единой системы идентификации и аутентификации.


Данные, хранящиеся в системе

В ЕСИА хранится следующая информация о физических лицах:

  • пол;
  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • гражданство;
  • номер мобильного и домашнего телефона;
  • адрес электронной почты;
  • адрес регистрации и адрес фактического проживания;
  • данные СНИЛС и ИНН;
  • данные паспорта;
  • данные водительского удостоверения;
  • данные свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и регистрационного знака.

В ЕСИА хранится следующая информация об организациях:

  • полное и сокращенное название организации;
  • КПП и ОГРН;
  • организационно-правовая форма;
  • контактные данные:
    • почтовый и фактический адрес;
    • адрес электронной почты;
    • номер телефона;
    • факс.
  • данные о транспортных средствах компании.

ЕСИА осуществляет подачу достоверных сведений пользователей органам государственной власти. Такая достоверность возможна, поскольку:

  • при регистрации пользователей в ЕСИА производится проверка важных для удостоверения личности критериев;
  • система защищает введенные пользователями личные данные в соответствии с российским законодательством.

Регистрация в системе

Для осуществления процесса регистрации, вам понадобятся:

  • данные паспорта;
  • СНИЛС;
  • свой номер телефона;
  • действующий адрес электронной почты, не зарегистрированный в системе.

Регистрация осуществляется следующим образом:

1. Нажмите на кнопку «Регистрация».

2. В открывшемся окне «Регистрация» укажите ФИО и номер телефона. Код, полученный по СМС, введите в соответствующее поле и нажмите «Подтвердить».

3. В открывшемся окне «Задайте пароль», требуется ввести свой пароль, состоящий из цифр и латинских букв, затем нажать «Сохранить». На этом этапе предварительная регистрация пройдена.

4. Для получения доступа ко всем услугам сайта нажмите «Заполнение и проверка личных данных» и в открывшемся окне укажите требуемые данные. После этого нажмите «Подтвердить».

5. Следующим шагом является подтверждение своей личности.


Типы учетных записей и их подтверждение

Учетная запись пользователя ЕСИА может быть:

  • упрощенной – если при регистрации вы указали только ФИО, номер телефона или адрес электронной почты;
  • стандартной – если в своем профиле вы указали СНИЛС, данные паспорта и отправили их на проверку;
  • подтвержденной, с полным доступом ко всем электронным государственным услугам – если пользователь лично подтвердил свои регистрационные данные.

Пользоваться государственными услугами через Интернет можно как с подтвержденной, так и с неподтвержденной учетной записью. Однако стоит иметь ввиду, что пользователи с неподтвержденными аккаунтами ограничены в действиях на сайте. Ряд электронных услуг для таких пользователей будет просто недоступен. Пользователь с подтвержденной учетной записью, напротив, не имеет ограничения в использовании сервиса и вправе получить любую требуемую ему электронную услугу из перечня возможных.

Подтвердить учетную запись можно тремя способами:

  • Лично посетить ближайший центр активации учетных записей пользователей и предъявить документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого были указаны при регистрации учетной записи. Перечень действующих центров активации с указанием адресов и режима работы доступен на карте при выборе способа активации личного кабинета.
  • Заказать код активации заказным письмом по Почте России и забрать его в отделении почтовой связи ФГУП «Почта России» с предъявлением паспорта.
  • Подтвердить учетную запись самостоятельно с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи или универсальной электронной карты в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Защита личных данных

Функционирование единого портала государственных услуг осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», которым было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Осуществление перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде ставит перед государством требование предоставить пользователям и органам власти в первую очередь безопасный и надёжный инструмент для взаимодействия через Интернет. Что касается системы ЕСИА, личные данные пользователей, хранящиеся в ней, надежно защищены и доступ к ним имеют исключительно владельцы аккаунтов. Кроме того:

  • передача данных осуществляется по защищённым каналам, имеющим высокий уровень шифрования;
  • все данные пользователей находятся на государственных серверах с высоким уровнем защиты.

Идентификация и аутентификация пользователей осуществляется в следующем порядке:

  1. Пользователь заходит на ведомственный или региональный портал государственный услуг.
  2. Система отправляет в ЕСИА запрос на осуществление аутентификации.
  3. ЕСИА перенаправляет пользователя на страницу, на которой будет осуществлена аутентификация.
  4. Пользователь проходит идентификацию и аутентификацию.
  5. В случае успешной аутентификации, ЕСИА осуществляет передачу системе набора утверждений, которые содержат идентификационные данные пользователя и данные, касаемо уровня достоверности идентификации.
  6. На основании полученных данных, система авторизует пользователя, и он получает доступ к ресурсу.

Как найти нужную услугу на портале

После регистрации, вверху сайта будут три основные пункта: «Каталог услуг», «Помощь и поддержка» и «Оплата».

Для поиска услуги нажимаем на пункт «Каталог услуг». Тут мы видим поисковую строку, где можно ввести название услуги, например, вводя слово штраф, у нас появляются варианты услуг по оплате или просмотру штрафов ГИБДД и т.д.

Кроме того, ниже у есть три вкладки, которые позволяют нам найти на портале услуг нужный пункт по категориям.

1. Категории услуг. Это «Семья и дети», «Транспорт и вождение», «Паспорта, визы и регистрации» и так далее. Под каждой категорией есть кнопка «Все услуги», нажав на нее откроется полный список услуг.

2. Органы власти. Здесь отображаются все государственные ведомости: МВД, Здравоохранение, Пенсионный фонд и другие.

3. Жизненные ситуации. В данной категории можно найти ответы на такие вопросы, как покупка и оформление автомобиля, как выйти на страховую пенсию по старости, поиск работы и трудоустройство и многое другое.

Дополнительно, в нижней части страницы есть еще информация о наиболее популярных вопросах в части получения услуг и работы портала.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст